Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика дхирендры брахмачари

Сукшма Вьяяма популярна в Индии. Новую систему йоги создал мастер Махариши Картикейи, а его ученик — Дхирендра Брахмачари — открыл этот вид йоги для всего мира.

Особенности Сукшма Вьяяма

В России этот вид йоги появился в середине 60-х годов прошлого века. Советские ученые изучали новую йоговскую практику для внедрения ее в ход подготовки космонавтов. Термин «Сукшма» переводится как тонкое или мягкое, а «Вьяяма» означает растяжение, упражнение. Сукшма Вьяяма — это мягкое растяжение, но чаще всего ее называют суставной гимнастикой.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Некоторые мастера йоги утверждают, что второе название не совсем корректно: йога включает в себя множество упражнений, среди которых и силовые, влияющие не только на тонкое тело человека, но и на физическое. Регулярное выполнение асан приводит к оздоровлению энергетического тела и полной энергетической структуры человека. В этом наблюдается сходство Сукшма Вьяямы с тибетскими пульсациями.

Еще одна характерная черта практики — продолжительное стимулирование работы внутренних органов человека и органов внутренней секреции в результате выполнения упражнений.

Составляющие части йоги

Сукшма Вьяяма состоит из:

  • Асан,
  • Пранаям,
  • Мудр,
  • Бандх,
  • Кумбхак.

Асаны — это традиционные для йоги упражнения, которые выполняются в определенной последовательности. Они развивают гибкость и выносливость, силу, координацию движения, пластичность, улучшают здоровье и настроение. Регулярные занятия учат понимать и контролировать свое тело, мысли, эмоции и дыхание. Учеными доказан оздоровительных эффект упражнений.

При выполнении асан важной является фиксация внимания или дришти.

После правильного дыхания дришти является основной частью йоги. Концентрация внимания позволяет сосредоточиться в асане на ощущениях, энергии, расслаблении. Постепенно умение фокусироваться и осознавать текущий момент переносится и в обычную жизнь.

Пранаяма — система дыхательных упражнений. Она направлена на восстановление энергетического потенциала. Регулярное выполнение улучшает работу системы кровообращения, насыщает кислородов все внутренние органы и ткани, стабилизирует обменные процессы в организме.

Мудры — это упражнения для пальцев рук. Их складывают определенным образом, а каждая из мудр влияет на здоровье и эмоциональное состояние человека.

С их помощью можно справиться с приступами гнева или паники, раздражительности, усталости, потери концентрации внимания. Мудры наполняют человека положительной и теплой энергией, светлыми эмоциями.

Часто мудры называют миниатюрной йогой: упражнения можно выполнять в любой обстановке, они не занимают много времени и не привлекают внимания окружающих.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Бандхи — энергетические замки. Выполняются для энергетической подпитки, замедления процесса старения, предотвращения напрасного расходования жизненной энергии. А кумбхаки — практика по задержке дыхания. Она позволяет максимально насытить кислородом кровь и внутренние органы.

Польза Сукшма Вьяямы

Основной плюс этого направления — безопасность асан, и их доступность для людей любого возраста. Положительные результаты от регулярных занятий:

  • Устранение зажимов и блоков в мышечной ткани,
  • Укрепление мышц,
  • Укрепление связок и повышение их эластичности,
  • Развитие гибкости, пластичности, подвижности,
  • Улучшение координации и равновесия,
  • Усиление кровообращения,
  • Нормализация обмена веществ,
  • Укрепление иммунитета,
  • Увеличение объема легких,
  • Улучшение работоспособности, концентрации,
  • Очищение тонких каналов,
  • Активация чакр.

Правила выполнения асан

Выполняется Сукшма Вьяяма как самостоятельный комплекс или как разминка для разогрева мышц. Для выполнения упражнений понадобиться специальный коврик. Во время выполнения нужно следить за спиной: она должна быть прямой, а плечи — чуть отведенными назад.

Нельзя напрягать шею, но делать акцент на ее вытяжении. Все движения должны быть плавными и равномерными. Дыхание на протяжении всего комплекса упражнений остаётся ровным, без задержек или учащения ритма.

Каждое упражнение повторяют от 5 до 10 раз, если в описании не оговорено иное количество.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Важно также соблюдать последовательность: каждый следующий комплекс является органичным продолжением предыдущего.

Комплексы упражнений Сукшма Вьяямы

Для разогрева

Начинают выполнение асан для шейного отдела позвоночника. Сукхасана расслабляет мышцы шеи, укрепляет их, помогает бороться с остеохондрозом и отложением солей. На выдохе голову медленно наклоняют, и прижимают подбородок к груди.

На вдохе голова отводится назад. В идеальном исполнении — затылок ложится на спину. Переходят к вращательным движениям головой. Дыхание сохраняют ровным и глубоким, а описываемая окружность постепенно увеличивается.

В каждую сторону делают по 5 полных оборотов.

Возвращаются в исходное положение, и приступают к поворотам головы из стороны в сторону. На быстром выдохе голову поворачивают налево, подбородок тянется к плечу. Повторяют в противоположную сторону.

Важно почувствовать натяжение мышц шеи. После этого приступают к наклонам головы. На среднем по продолжительности выдохе голова наклоняется к правому плечу, затем к левому.

Нужно постараться прижать ухо к самому плечу за счет растяжения мышц шеи.

Гимнастика для суставов рук

Занятия начинают с вращения предплечий. Выполняется оно сидя. Взгляд — перед собой, ладони покоятся на плечах, спина прямая. Первым движением локти соединяются снизу и отводят вверх. Из верхнего положения их разводят в стороны, и вновь опускают.

Получается полный ровный круг. Повторяют по 10 раз в каждую сторону. После перерыва в два дыхательных цикла начинают вращение запястьями. Руки вытягиваются в стороны. Большие пальцы спрятаны в кулаках. Делают по 10 вращательных движений в каждую сторону.

Для выполнения вращений руками в локтевых суставах важно оставить кулаки плотно сжатыми. При выполнении упражнения двигаются только нижние предплечья, верхние же остаются неподвижными. Вращения локтями начинают с направления кулаков вверх, затем вниз, и вновь через стороны вверх.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Далее приступают к силовому загибу в запястье. Выполняют его сидя. Руки разводятся в стороны, ладони смотрят вниз. На входе кисть поднимают, и направляют на себя. Задерживаются на несколько секунд, и еще немного подтягивают пальцы на себя. На выдохе кисть опускается вниз, положение руки снова фиксируется, пальцы тянуться на себя.

Гимнастика для спины

В ходе выполнения упражнений происходит равномерная проработка мышц спины, возвращение гибкости позвоночнику, улучшение осанки. Важное условие для выполнения упражнений: нет болевых ощущений в спине. Выполнять из положения сидя.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Руки положить на колени. На выдохе спину вытягивают назад, голова же наклоняется вперед. Вес тела переносится на копчик. Позвоночник максимально вытягивается. На входе делают прогиб в области грудной клетки, голова запрокидывается назад.

Возвращаются в исходное положение, и приступают к вращению корпусом. Руки обхватывают колени. На выдохе делают вращение телом, равномерно отводят его в стороны и назад.

Центр тяжести переносится на копчик, в руках должно появиться ощущение напряжения.

Через 10 повторов делают перерыв в два дыхательных цикла. Начинают делать наклоны. Руки разведены в стороны.  Наклон вправо: правая рука сгибается в локте и ложится на коврик. Левая рука заводится за голову. Зафиксировать на несколько секунд, сделать еще один выдох и потянуть корпус еще вправо.

Расслабиться, повторить в противоположную сторону. Следующий цикл наклонов делают с вытянутыми руками. Правую кисть ставят на коврик. Делая наклон вправо — левая рука тянется вверх, ладонь разворачивается к телу. Левая рука должна составлять единую линию с боком и тазобедренным суставом. Выдержать в положении от 15 до 35 секунд.

Повторить в другую сторону.

Заканчивают гимнастику наклонами с натяжением. Для этого руки поднимают над головой и расслабляют мышцы спины. На вдохе нужно потянуться так, чтобы предплечья коснулись ушей. На выдохе — медленный наклон вперед с прямой спиной. Ладони покоятся на полу. Тело расслабляется, тянется вперед за счет удлинения позвоночника. Выдерживают от 30 до 60 секунд. Выходят из асаны на вдохе.

Гимнастика для укрепления ног

Простые упражнения комплекса прорабатывают суставы и связки ног от пальцев до тазобедренной области. Исходное положение — сидя. Ноги и спина остаются прямыми. Внимание сосредоточено на пальцах ступней. На выдохе резко напрягают и расслабляют пальцы. Потом начинают вращательные движения, постепенно увеличивая амплитуду вращения. Пятка остается прижатой к полу.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Далее левую ногу сгибают в коленном суставе. Ступня подтягивается к тазу, пятка — рядом с промежностью. Сделать быстрый выдох, и опустить колено к полу, поднять и выпрямить ногу. Вернуться в исходное положение, повторить с противоположной стороной.

Для следующего упражнения корпус чуть подают влево. Правая нога сгибается и подводится под тело. Носок тянется назад. На быстром выдохе делают наклон вправо, с ощутимым надавливанием на согнутую ногу. Выдержать несколько секунд, отвести корпус назад и распрямить ногу.

Повторить с другой стороной.

Правая нога сгибается в коленном суставе и поднимается. Пальцы левой руки обхватывают внешнюю сторону правой стопы. Правая же рука поддерживает голень под коленной чашечкой.

На выдохе правую ногу оттягивают в сторону, пытаясь завести за спину. Упражнение сложное, и требует подготовки. Не нужно с первых исполнений пытаться сделать его идеально.

Натяжение необходимо прекратить, если появились болевые ощущения в мышцах. Тело будет приспосабливаться к нагрузкам постепенно.

Гимнастика из положения стоя

В этом положении удобнее прорабатывать суставы ног и позвоночник, а нагрузка на них становится более естественной. Регулярное исполнение позволяет улучшить тонус и укрепить мышцы спины, распрямить плечи и улучшить осанку, освободить ткани и мышцы от зажимов.

Первое упражнение начинают с приседания. Нужно сесть на корточки, а для сохранения равновесия можно опереться на руки. Затем поднимаются на носки. На каждом выдохе отталкиваются от коврика так, чтобы щиколотки продвинулись вперед и вверх, и на вдохе — вернулись назад.

Второе упражнение — балансировка на носках. Исходное положение то же самое. Вес тела переносится на ноги, руки отрываются от пола и вытягиваются вперед. Колени тянутся вверх. Пятки не касаются пола. Выдержать в положении три-четыре дыхательных цикла. После чего бедра ставятся параллельно полу, и снова фиксируются на три-четыре цикла ровного дыхания.

Затем приступают к вращению коленями. Для этого нужно сесть на корточки, таз — выше уровня колен. Локти сводятся вместе, поясница расслаблена. Делают по 5 вращательных движений в каждую сторону. Стопа не отрывается от пола, а спина остается прямой.

Для растяжения позвоночника ноги расставляют на ширину плеч и делают плавный наклон вперед. Тело должно стать параллельно полу. Руки ставят на бедра. На выдохе поясница расслабляется, руки выпрямляются. Все внимание сосредоточено на вытяжении позвоночника. Выдержать в положении несколько секунд.

Прогиб спины начинается с заведения рук за спину. Ладони ложатся на поясницу. На выдохе делают прогиб спины до максимального натяжения мышц. Выдерживают от 10 до 20 секунд. После чего переходят к наклонам вперед. Ноги разводятся в стороны. Руки — за спину. Ладони лежат на пояснице. На вдохе — чуть присесть и подать спину назад. На выдохе — быстрый наклон вперед.

Через 10 повторов приступают к глубоким наклонам. На вдохе — приподнимают тело, а на выдохе — опускают как можно ниже. Руки остаются за спиной. Тело тянется вниз за счет удлинения позвоночника.

На глубоком вдохе руки опускаются вниз, спина расслабляется. В таком положении выдержать 10-15 секунд. Затем рассоединить ладони, поднять руки и ухватиться над головой за локти. Расслабить спину.

На вдохе медленно подняться.

Бандха

Бандха — главная энергетическая практика Сукшма Вьяямы после асан. Выполнять ее нужно утром перед завтраком. Количество повторов  — от 5. Выполняются упражнения сидя, спину держат прямо, а ноги — сведены вместе.

Начинают с медленного вдоха через нос. Воздух наполняет нижнюю часть легких, что приводит к увеличению живота. Затем дыхание задерживают, и выдыхают. Воздух выходит из легких за счет втягивания живота. Далее вытягивают губы трубочкой, и всасывают воздух через щель между ними.

Читайте также:  Сергей мозякин: биография, статистика выступлений, личная жизнь и фото хоккеиста википедия

Во время вдоха подбородок опускается к грудной клетке. Дыхание задерживается. После чего делают медленный выдох через нос. Важно: воздух должен полностью покинуть легкие. Время задержки дыхания начинается от 15-20 секунд, и с каждой новой практикой увеличивается.

Максимально можно выдержать до 3 минут.

Регулярное выполнение стимулирует движение крови. Происходит естественный массаж сердца за счет вертикального движения диафрагмы. Укрепляются нервные узлы, находящиеся в области солнечного сплетения. Практика этого упражнения особенно полезна людям с нарушением пищеварения.

Источник: http://FiguraDoma.ru/joga/blog/chto-takoe-sukshma-vyayama-joga-uprazhneniya-praktika-polza-i-protivopokazaniya.html

Не асаной единой

Сегодня все чаще встречаются упрощенные классификации йоги, в которых, как правило, упоминают всего несколько наиболее известных авторских стилей (йогу Айенгара, аштанга-виньясу Паттабхи Джойса, еще пару-тройку школ постсоветского пространства – в зависимости от эрудиции классифицирующего), а все остальное – то, что не вписывается, – относят к некоей общей хатха-йоге. Но существуют некоторые практики, которые часто не попадают и в эти классификации. К их числу относится сукшма-вьяяма.

Все в ней кажется странным. И непривычное звукосочетание: каких только вариантов написания и произношения я не встречал! И непонятное место в ряду практик хатха-йоги. Так что же это такое?

Вьяяма – это система упражнений йоги, можно даже сказать, самостоятельный богатый раздел йогической практики. Основное значение слова «вьяяма» (санскр.

vyAyAma) – упражнение, но его часто переводят, используя второе и третье значения: вращение, разминание.

Однако это не совсем корректно с точки зрения методики вьяямы, которая содержит динамические и статические упражнения в сочетании с дыхательными.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений в ней: викасака (с ударением на втором слоге). «Викасака» (санскр.

vikAsaka – открытие, расширение, углубление): это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающих влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область: части тела, чакры, мармы.

Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила – это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость.

Большинство восточных боевых искусств и систем развития и оздоровления так или иначе помимо основных техник включают комплексы подготовительных, или разминочных, упражнений.

В частности, в японских боевых искусствах аналогичные упражнения называются «дзюнан тайсо» или «дзюнан ундо», в китайских – «цзи-беньгун».

Разумеется, такие упражнения есть и в индийских боевых искусствах, и в йоге, хотя многие склонны видеть в комплексах йогических асан самодостаточную систему, не нуждающуюся в дополнениях.

Традиционно принято считать, что роль разминки перед практикой асан играют комплексы Сурья Намаскар (Приветствия Солнцу). Например, Свами Шивананда писал: «Несколько повторений Сурья Намаскар перед началом занятий раскрепощают зажатые мышцы и суставы и облегчают последующее выполнение асан».

Аналогичного мнения придерживаются и в Бихарской школе йоги. Последователи Шри Кришнамачарьи выполняют виньясы, построенные по тому же принципу, что и Сурья Намаскар.

А в школе Айенгара виньясы оказались исключены, но была сделана ставка на начало занятий с практики поз стоя, выполнение которых тоже приводит к разогреву тела и повышению гибкости, хотя и в меньшей мере.

Невзирая на кажущуюся простоту и незамысловатость, вьяямы являются совершенно уникальной системой физического развития. Как это обычно бывает на Востоке, за простотой формы скрывается удивительное содержание. Практика вьяям имеет достаточно широкое распространение в Индии.

Кроме широко известной в России школы Дхирендры Брахмачари вьяямы практикуются во многих школах йоги и боевых искусств Севера и Юга. В 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) «Йога вьяяма видья».

Но все же в значительно большей мере наши соотечественники, знающие о вьяямах, привыкли связывать эту практику с именем Дхирендры Брахмачари (его биографию читайте на стр. 64).

Книга «Сукшма-вьяяма» стала известной в Советском Союзе еще со времен визита Дхирендры Брахмачари, после которого она ходила по стране в подпольных самиздатовских переводах. Но подлинную известность обрела после 2000 года, когда была издана в киевской «Софии». Сейчас ее периодически переиздает издательство «Ритамбхара».

В книге неоднократно подчеркивается, что упражнения просты и доступны к выполнению широким кругом людей, при этом очень эффективны. Позже мне посчастливилось переводить вторую книгу Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна», что углубило мое понимание практики, как и занятия у продолжателей школы – Бал Мукунд Сингха и Рейнхарда Гаментхаллера.

Подчеркну, что, несмотря на большой вклад, сделанный Дхирендрой Брахмачари в развитие практики сукшма-вьяямы, она не является специфической особенностью его школы, но имеет место в йоге большинства известных нам направлений.

Например, в книге Свами Шивананды «Йога и здоровье» говорится: «Для того, чтобы лучше делать асаны, начните ежедневно выполнять упражнения на гибкость, основанные главным образом на вращательных движениях в суставах тела» – и приводится комплекс из нескольких десятков упражнений, включающих техники для проработки суставов.

Все упражнения выполняются стоя в мягкой, ненапряженной манере от одного до пяти-шести повторений, чаще по три в каждую сторону.

Свами Сатьянанда Сарасвати рекомендует выполнение таких техник, которые в его системе выполняются не только стоя, но и в положении сидя и лежа.

«Эта серия упражнений должна выполняться в нашей ежедневной практике асан, чтобы разработать суставы и разогреть мышцы.

Они также рекомендуются начинающим, ослабевшим в результате болезни или по какой-то другой причине… а также всем тем, кто не обладает достаточной гибкостью для выполнения других асан» («Асана пранаяма мудра бандха». София, 2000).

В направлении крийя-йоги Парамахамсы Йогананды также существует комплекс упражнений вьяяма, составленный им самим и называющийся «йогода» или «энергетизирующие упражнения».

Комплекс состоит из 39 упражнений, включая техники, аналогичные ряду упражнений комплекса Дхирендры Брахмачари, и некоторые элементы самомассажа.

В комплексе «йогода» уделяется большое внимание концентрации на отдельных участках тела и мысленному ведению потоков энергии по телу.

Как уже упоминалось ранее, вьяямы под тем или иным названием являются составляющей практики многих школ индийских боевых искусств. Своя вьяяма есть в калари-паятту.

Также известен южно-индийский комплекс Майпаят, в котором есть как общие элементы, так и уникальные – подражательные движения, имитирующие повадки животных.

У этой практики есть свои последователи из Испании, которые прописали весьма интересную обширную классификацию различных вьяям – от лечебных до боевых и вьяям танца.

Жаль только, что это не имеет никаких подтверждений в письменных источниках йоги и рассказах индийских носителей традиции. Итак, что же делает эти техники особенными? Не сами движения, а координация их с дыханием, использование задержек дыхания и концентрация на определенных участках тела – мармах (мармастхани дхарана).

Вьяямы делятся на две группы: сукшма (санскр. «тонкий») и стхула («плотный, грубый»), то есть «упражнения тонкого воздействия», действующие на один участок тела или на несколько соседних, и «упражнения мощного воздействия», которые воздействуют на все тело. Есть и другая классификация.

Одни и те же упражнения в зависимости от степени сложности могут выполняться по схеме «один дыхательный цикл – одно движение», либо несколько движений на одном выдохе, либо на задержке дыхания с последующим выдохом.

Соответственно, движения, выполняемые в более мягкой манере и без напряжения, относятся к категории сукшма (тонких), а те, которые выполняются с напряжением, на задержке или с акцентированным выдохом, как правило, относятся к разряду стхула. Ряд упражнений выполняется с произвольным дыханием.

Также активно используется дыхание бхастрика (санскр. «кузнечные меха»), которое относится к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме – и является полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей.

Некоторые техники вьяямы, возможно, были заимствованы из традиционной индийской системы гимнастики «дхандал». Это движения, выполняемые через сопротивление, с концентрацией на напрягаемых участках тела.

При необходимости вьяяма может быть разминкой, подготавливающей к выполнению асан, или самостоятельной практикой на 1,5–2 часа, полностью прорабатывающей все тело. Дхирендра Брахмачари писал о том, что «даже выполнение только техник сукшма-вьяямы делает человека йогином».

Кроме основной схемы движения сверху вниз – от головы к стопам последовательно по всем частям тела – могут применяться и другие методы, например проработки от периферии к центру.

Причем вьяямы могут практиковаться как начинающими самого разного возраста и с разной начальной подготовкой с целью постепенного развития культуры движения, качественной подготовки к практике асан и виньяс, проработки суставов и связок, снятия блоков и зажимов, так и продолжающими и вполне опытными практиками йоги с целью улучшения координации, развития равновесия, проработки моментов, не задейст­вуемых в статике, увеличения жизненной емкости легких и т.д. По тем же причинам практика вьяям может быть полезна в тренировке танцоров, практиков боевых систем и многих других.

Выше представлен небольшой комплекс вьяям, направленный на снятие напряжения с плеч, а также развитие их силы и гибкости.

При регулярном его применении вы забудете о чувстве скованности в плечах и шее, возникающем в течение дня.

После такой практики ощущение развернутых плеч, ясной головы и легкого дыхания будет с вами в течение долгого времени, а при условии регулярной практики станет вашим естественным состоянием. Успешной практики!

Скандха-шакти-викасака – укрепление плеч

1

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Исходное положение: встаньте прямо, ноги вместе, пальцы рук сжаты в кулак, руки опущены вниз и выпрямлены в локтях. Сделайте вдох и задержите дыхание.

Держа спину прямой, энергично двигайте плечами вверх и вниз, подобно движениям при работе с насосом. Сохраняйте руки выпрямленными и двигайте плечами с некоторым сопротивлением, с ощущением груза в руках. Сделайте выдох. Выполните еще 3–4 цикла.

Длительность задержек увеличивайте постепенно, ориентируясь на самочувствие.

Второй вариант этого упражнения выполняется с руками, поднятыми вверх. Поднимайте и опускайте плечи так же энергично, как в первом варианте, стараясь двигать ими с максимальной амплитудой, не сгибая при этом руки в локтях. Выполните 3–4 цикла. Расслабьтесь, со вдохом потянувшись руками вверх и с выдохом опустив руки через стороны.

2

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Исходное положение: встаньте прямо, руки за головой упираются одна в другую тыльными сторонами ладоней. Следите, чтобы корпус не разворачивался, и не прогибайтесь в пояснице. Это упражнение выполняется без задержки дыхания, дышите естественно. Энергично двигайте руками за головой вправо и влево, не отрывая их друг от друга (30–60 секунд).

Переведите руки вперед, соедините ладони и с силой упритесь одной в другую; локти разведены в стороны. С усилием переводите руки вправо и влево, не снижая напряжения мышц – одна рука толкает, а другая сопротивляется (30–60 секунд).

Снова переведите руки за голову и сцепите пальцы «в замок». С усилием переводите руки вправо и влево, не снижая напряжения мышц – одна рука тянет, а другая сопротивляется (30–60 секунд). Сохраняйте корпус неподвижным. Расслабьтесь, со вдохом потянувшись руками вверх и с выдохом опустив руки через стороны. Выполните 2–3 цикла.

3

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Исходное положение: стоя, руки на поясе. Сделайте вдох, задержите дыхание и медленно, с усилием начните вращать плечами вперед с максимальной амплитудой. Сделайте выдох, ориентируясь на самочувствие. На следующей задержке вращайте плечами назад. Выполните еще 2–3 цикла. Расслабьтесь, со вдохом потянувшись руками вверх и с выдохом опустив руки через стороны.

Читайте также:  Сколько калорий в вареной, жареной и запеченной тыкве, рецепты низкокалорийных блюд

Занятия по сукшма-вьяяме проходят в Студии йоги и йогатерапии Сергея Агапкина, www.yoga-station.ru.

Источник: https://yogajournal.ru/body/practice/method/ne-asanoy-edinoy/

Йога Дхирендры Брахмачари

Базисом школы Брахмачари являются практики, которые Дхирендра Брахмачари сам постиг в процессе обучения у своего учителя Махариша Картикейя. Достаточно недавно была основана данная школа (умер Брахмачари в 1994 году).

Нынешним руководителем школы является его ученик Бал Мукунд Сингх. Довольно прохладным было отношение Брахмачари к западным ученикам. В этой связи он практически не посещал Америку и Европу в отличие от прочих индийских гуру.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Если сравнивать йогу Брахмачари с методикой других учителей, то он практиковал динамическую йогу, включающую в себя Стхула-Вьяяма и Сукшма-Вьяяма.

Это группы упражнений хатха-йоги, где приняты приседания, прогибы, наклоны, большое число резких и быстрых движений руками и ногами.

Под Сукшма-Вьяяма понимается «тонкая» суставная гимнастика, предполагающая различные вращения, махи, наклоны. Она синхронизирована с бандхами (замками) и дыханием.

На первый взгляд упражнения Сукшма-Вьяяма достаточно просты в выполнении, которые помогают раскрыть горизонты сознания и развить тело.

В сравнении с Сукшма-Вьяямы практика Стхула Вьяяма отдает предпочтение «грубым» упражнениям, которые предполагают приложение физических усилий.

Силовые практики способствуют наращиванию мускулатуры, улучшению формы тела. Оно становится мускулистым, подтянутым и атлетическим.

Среди упражнений йоги Дхиренда Брахмачари есть большое количество асан, направленных на прогибы, которые придают подвижность позвоночнику, на концентрацию внимания. Также есть асаны, активизирующие внутренние органы и раскрывающие грудную клетку.

Такие упражнения направлены на оздоровление приезжающих европейцев с сутулой спиной и впалой грудью.

Брахмачари считал, что эти дефекты появились вследствие холодного климата либо дурного образа жизни, ведущие к получению полного комплекта «болезней цивилизации». Он также уделял большое внимание пранаяме.

По его мнению, данные упражнения должны выполняться с задержкой на вдохе. Упражнение «Подъём Кундалини» было введено Дхирендра Брахмачари с целью обучения набору и трансформации энергии.

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Перед началом занятий необходимо подготовить тело, т.е. разогреть мышцы и суставы. Брахмачари особое внимание уделял улучшению энергетического обмена посредством постоянной работы с зонами, являющимися рефлексогенными, и ступенчатому увеличению нагрузок с целью укрепления сосудов и сердца.

Упражнения школы йоги Дхиренда Брахмачари являются довольно сложными. Даже не смотря на то, что асаны выполняются в статичном положении, они являются длительными и несут большую нагрузку на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Дхирендра Брахмачари выступает в качестве автора книг «Йогасана Виджняна», «Йога-Сукшма-Вьяяма», «Мудра и Пранаяма».

Рекомендуем к просмотру

Источник: https://slavyoga.ru/yoga-dhirendryi-brahmachari.html

Брахмачари йога

Брахмачари йога — система упражнений, включающих статическое выполнение асан и динамические комплексы «Сукшма-Вьяяма» и «Стхула Вьяяма».

 Брахмачари йога ведет начало от знаменитого духовного учителя и йогина Махариши Картикейи, но стала известной благодаря его ученику Дхирендре Брахмачари. Сегодня традиции Брахмачари хранит его преемник — Бал Мукунд Сингх, йогашала которого находится в Дели.

Еще один известный ученик Брахмачари — швейцарец Рейнхард Гамельтхаллер преподает приближенно к традиции, но называет свой стиль «Кундалини-йогой». 

Особенности метода

Большое внимание уделяется подготовке тело к работе в асанах — очистительным процедурам — «шаткармам» и двум видам динамических упражнений:

  1.  «Сукшма-Вьяяма» — «тонкая» суставная гимнастика (махи, вращения, наклоны), синхронизированная с дыханием и бандхами (замками). Не смотря на внешнюю простоту, эти упражнения сильно влияют на тело и ум.
  2.  «Стхула-Вьяяма» — «грубые» упражнения, требующие значительных физических усилий, развивающие мускулатуру, делающие тело сбалансированным и пропорциональным.

Система асан школы Брахмачари практикуется в основном в статике и содержит несколько необычных упражнений, которых нет в других методиках. Хорошо поставлена техника прогибов назад.

Много асан на концентрацию внимания, активацию внутренних органов и раскрытие грудной клетки (считается, что тело западного человека заблокировано в области сердца из-за климата и социальных факторов).

Особое внимание уделяется воздействию на нижнюю чакру, Муладхару, что, как считается, приводит к поднятию мистической силы Кундалини.

Эффект

Практика разогревает и укрепляет мышцы, связки и суставы, увеличивает эффективность работы легких, улучшает кровообращение и работу нервной системы, очищает тонкие энергетические каналы — нади, является прекрасным средством для всестороннего развития. Регулярно практикуя Сукшма-Вьяяму, можно почувствовать, что тело стало другим, что оно наполнилось тонкой энергией.

Кому подходит / Кому не подходит

В Брахмачари йоге есть тонкие упражнения для пожилых и ослабленных людей, но есть также мощные практики для более подготовленных. Занятие в группе «для начинающих» подойдет всем. Усложненный класс — тем, кто практикует больше года.

Рекомендуемая литература

Книги Дхирендры Брахмачари:

  1. «Йога-Сукшма-Вьяяма»,
  2. «Йогасана Виджняна»,
  3. «Мудра и Пранаяма»;
  4. А. П. Очаповский «Крия йога и хатха йога для начинающих»

Ссылки

Носочки для йоги

Противоскользящая подошва. Не скользящие носочки «Йогатопы» обладают не скользящей подошвой из вулканизированного каучука, который нанесен равномерно. В результате улучшается баланс и устойчивость и полностью отсутствует скольжение, что так необходимо в таких видах спорта без обуви как йога, пилатес, стретчинг, гимнастика, батут, танцы и даже некоторые виды боевых искусств.

Состав: 82% хлопок; 18% эластичное волокно.

299 рублей

Упражнения сукшма-вьяямы — гимнастика Дхирендры Брахмачари

Коврик для йоги «Лотос Про»

Хорошее сцепление и амортизация

Размеры: 183х60 см, толщина: 6 мм.Вес: 1,2 кг.

Материал: 100% TPEПроизводитель: Fa Bodhi

4199 рублей

Источник: https://hanuman.ru/yentsiklopediya-yogi/stili-yogi/brakhmachari-yoga

Сукшма-Вьяяма: упражнения. Сукшма-Вьяяма йога: упражнения

Для того чтобы разобраться в том, что же такое Сукшма Вьяяма, как правильно ее выполнять и какие результаты она приносит, сначала обратимся к переводу этого загадочного словосочетания. Значение слова сукшма (sukshma, санскрит) — тонкий, мягкий. Вьяяма (vyayama, санскрит) – упражнение, которое также переводится как разрабатывать, растягивать и разминать.

Начиная выполнять асаны йоги, мы сталкиваемся с тем, что многим непонятным санскритским названиям соответствует русскоязычная альтернатива – «Вирабхадрасана 3» превращается в «ласточку», «Саравангасана» соответствует знакомой всем с детства «березке».

По аналогии Сукшму Вьяяму можно было бы назвать (и так ее часто и называют) суставной гимнастикой.

Такое упрощение не совсем корректно, поскольку в ходе практики, включающей работу с дыханием, фиксации внимания — дришти, очистительные практики — крийи, прорабатывается не только физическое, но и энергетическое тело человека, чего сложно ожидать от обычного занятия ОФП.

Практика вьяям широко распространена в Индии. Если проследить традиции различных школ йоги – практически каждая из них предлагает свой вариант системы упражнений, для подготовки тела к более сложным.

Сукшма Вьяяма в традиции Дхирендры Брахмачари не является единственным комплексом вьяям, как некоторые подозревают. Например, в 1956 году в Мадрасе (ныне Ченнай) была опубликована книга Айяра (S.S.Aiyar) «Йога вьяяма видья», которая также проясняет суть практики.

Но Сукшма Вьяяма в традиции Дхирендры Брахмачари по праву может называться одной из самых полных и содержательных, а также известных в мире.

Наилучшим образом характеризует сущность вьяямы основное название упражнений, из которых она состоит: викАсака (vikAsaka, санскрит) — открытие, расширение, углубление.

Викасака – это проработка различных частей тела, снятие блоков и зажимов, оказывающих влияние как на физическое, так и на психическое состояние. Название так и указывает на прорабатываемую область: части тела, чакры, мармы (особые энергетические точки).

Например, капхони-шакти-викасака – раскрытие, улучшение силы локтя. В данном случае сила – это комплексное понятие, включающее в себя силу, выносливость, подвижность и гибкость.

Сукшма-Вьяяма: упражнения

Упражнения Сукшма Вьяямы могут выполняться как отдельная самодостаточная практика на полтора-два часа, позволяющая проработать все тело, либо в качестве разминки, которая поможет разогреть мышцы и суставы перед выполнением асан и сделает занятие хатха-йогой более эффективным. Йога-терапевты также по достоинству оценили пользу и возможности Сукшмы Вьяямы и включают отдельные ее элементы в последовательность упражнений.

Уникальность этого комплекса в том, что он травмобезопасен и доступен совершенно разным категориям лиц — и молодым, и пожилым. Несмотря на простоту, упражнения очень эффективны и подходят и здоровым, и больным.

Если состояние здоровья не позволяет человеку выполнять асаны, то он вполне может ограничиться или начать с регулярной практики «Сукшма вьяямы», которая постепенно поможет ему избавиться от многих болезней.

«Сукшма-вьяяма» — отличный комплекс и для начинающих, которые с его помощью подготовят себя к более сложным техникам и для давно практикующих йогу, которые смогут повысить эффективность своей практики.

Для того, чтобы мотивировать себя к регулярной практике Сукшмы Вьяямы, резюмируем положительные эффекты этой системы:

  • убирает зажимы и блоки в мышцах, укрепляет их
  • развивает эластичность связок
  • увеличивает общую подвижность тела, делает его гибким и пластичным
  • развивает координацию и равновесие
  • улучшает кровообращение и обменные процессы
  • укрепляет иммунитет
  • гармонизирует организм
  • увеличивает жизненную емкость легких
  • увеличивает выносливость практикующего
  • способствует очищению тонких каналов (нади)
  • активизирует работу энергетических центров (чакр)
  • подготавливает к выполнению более сложных асан и пранаям

Немного истории. Проследим видимую парампару Сукшмы Вьяямы (Парампара, parampara (санскрит) — цепь преемственности от Учителя к ученикам.

В буквальном переводе с санскрита парампара означает «непрерывная цепь преемственности». В системе парампары, знание передаётся без изменений из поколения в поколение).

К сожалению из-за отсутствия достаточного количества информации нам не удастся найти истоки этой традиции.

Тибет

Систему знаний о Сукшма Вьяяме, до тех пор неизвестную на западе, распространил один из выдающихся мастеров йоги современной Индии, Дхирендра Брахмачари (1925-1994). Посвящение в технику Сукшмы Вьяямы, он получил от Махариши Картикейи, пророка и святого йогина Индии, который был его Учителем.

Вот что пишет Дхирендра Брахмачари в предисловии к своей книге «Йога-Сукшма-Вьяяма» о драгоценном Гуру: «Я преклонялся и преклоняюсь перед своим учителем, величайшим среди йогов… Великий пророк и святой Шри Махариши Картикейя родился в глубоко почитаемой и знатной семье браминов… Он обладал блестящими способностями и имел представление почти обо всем, что находится под Солнцем. Глубокие познания делали его уникальным знатоком людских характеров, их способностей и возможностей…». От Махариши Картикейяджи Дхирендра Брахмачари получил и завет распространить знания о Сукшме Вьяяме. Неоценимая заслуга Дхирендры Брахмачари состоит в том, что ему удалось аккумулировать знания в удобной форме, сделать их доступными и понятными широкой аудитории. Книга «Йога-Сукшма-Вьяяма» стала одной из первых изданных в СССР книг о йоге. Небезынтересным для нас фактом из биографии Дхирендры Брахмачари является то, что в 1960-х годах, Свами Брахмачари приезжал в СССР в качестве эксперта, когда советские учёные хотели исследовать некоторые техники йоги на предмет их использования в подготовке космонавтов.

Современными продолжателями традиции Сукшмы Вьяямы являются ученики Дхирендры Брахмачарьи — Бал Микунд Сингх (Индия) и Рейнхард Гамментхаллер (Швейцария).

В школе Дхирендры Брахмачарьи большое внимание отводится очистительным техникам, крийям (шаткармам), среди них – кунджала (очищение пищевода), различные виды нети (очищение носоглотки), дыхание капалабхати. Последовательность и техника выполнения крий подробно описаны в книге «Йога-Сукшма-Вьяяма».

Каждому конкретному движению комплекса соответствует вдох или выдох. В большом количестве выполняются задержки дыхания, на которых выполняются те или иные движения, что усиливает тренировочный эффект.

Также активно используется дыхание бхастрика (bhastrika, санскр), которое называют кузнечные меха, относящееся к категории прана-вьяям – подготовительных практик к пранаяме, и является очень полезным как на уровне физиологии, так и энергетической составляющей.

Читайте также:  Как правильно приседать, чтобы накачать попу? техника выполнения упражнений для попы

Отдельным упражнениям соответствует определенная направленность концентрации внимания — дришти, что притягивает энергию, в то место в теле, в которое направлено сознание.

Все Упражнения Сукшмы Вьяямы следует выполнять плавно и самое главное – осознанно. Сложность выполнения регулируется количеством повторений одного движения, а также временем нахождения в конкретной позе.

За счет поочередного выполнения упражнений, все тело прорабатывается последовательно и комплексно. Основная схема движения сверху вниз (описанная в книге) – от головы к стопам по всем частям тела. Могут применяться и другие методы, такие как от периферии к центру.

Кроме упражнений Сукшма Вьяямы, отдельно выделяется Стхула Вьяяма. Стхула — плотный, грубый (sthula, санскрит) или упражнения мощного воздействия, идущие как дополнение к последовательности Сукшма Вьяяма, и оказывающие более мощное воздействие непосредственно на органическое тело. Такие вьяямы рекомендуются подготовленным практикам.

Резюмируя изложенную выше информацию, хотелось бы написать следующее — практика йоги позволяет нам прорабатывать физическое и энергетическое тела, и как вести более осознанную и эффективную жизнь, двигаться вперед (а не топтаться на месте или катиться по наклонной вниз).

Существует большое количество различных методик и техник самосовершенствования, остается только выбрать ту, которая ближе Вам и регулярно практиковать. Возможно Вы выберете для себя именно Сукшму Вьяяму.

Ом!

скачать книгу Дхирендры Брахмачари вы можете в нашей библиотеке

Источник: https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/sukshma-vyama/

Сукшма-Вьяяма йога: упражнения. Сукшма-Вьяяма — суставная гимнастика

    • Такие упражнения, как Сукшма-Вьяяма, могли появиться только из безупречного знания о теле человека. Я не знаю лучших упражнений, чем эти. Йогином можно стать, даже если практиковать только Сукшма-Вьяяму. Рейнхард Гамельтхаллер, ученик Гуру Дхирендры Брахмачари Значение слова Вьяяма (vyayama — санскр.) – упражнение. Вьяямы – целостный раздел упражнений йоги, создателями которого считаются святой йогин Шри Махариши Картикейя и его преемник, Свами Дхирендра Брахмачари, который популяризировал это учение, а также в книгах «Йога-Сукшма-Вьяяма» и «Йогасана Виджняна», созданных в традиции йоги-Брахмачари, подробно описал эти практики. Первая его книга появилась в 1956 году. Стоит отметить, что Дхирендра Брахмачари – создатель Центрального Института в Дели, а также наставник Индиры Ганди. В настоящий момент наиболее известными последователями Школы Брахмачари-йоги считаются Бал Мукунд Сингх и Рейнхард Гаментхаллер, ученики Свами Дхирендры Брахмачари, распространяющие традиции его школы по всему миру. Здесь было бы уместно привести тот факт, что во времена СССР Дхирендра Брахмачари обучал советских космонавтов этой системе, и, возможно, используя именно силы, накопленные благодаря практикам, Владимир Джанибеков смог осуществить полет в космос продолжительностью в целый год. Традиции Брахмачари-йоги Практики Брахмачари-йоги включают несколько направлений, помогающих проработать физическое и тонкие тела. – Йога  Сукшма-Вьяяма: (sukshma – санскр. – “тонкий”) – физически несложные действия, направленные непосредственно на проработку энергетических центров, каналов и всех структур тонкого тела. Это набор асан, дыхательных техник, бандх, крий, оказывающих эффект на физическое тело не напрямую, а путем воздействия в первую очередь на энергетическую, тонкую составляющую человека. – Йога Стхула-Вьяяма: (sthula – санскр. – “грубый”) – упражнения, имеющие мощное воздействие на грубое, физическое тело. Этот раздел Брахмачари-йоги считается дополнительным к направлению Сукшма-Вьяяма.
      • – Набхи-Чакра: практика, направленная на работу с пупочным центром, восстанавливающая его гармоничное функционирование.
      • – Шаткармы: очистительные техники для грубого тела, позволяющие освободить его от токсинов и паразитов, подготавливающие тело к дальнейшей практике.
      • Все эти разделы практики направлены на очищение как физического, грубого тела, так и энергетических каналов («нади») в тонком теле.

      Воздействие Сукшма-Вьяямы

      Необходимо понимать, что невероятно простые по выполнению упражнения Сукшма-Вьяямы – истинное сокровище как для духовных искателей, совершенствующих своё сознание и ищущих тонкий опыт, так и для тех, кто хотел бы иметь здоровое, подтянутое, красивое тело, а также для исцеления людей от хронических заболеваний. Стоит учесть, что возраст практикующего не имеет значения.

      На физическом уровне упражнения Сукшма-Вьяямы активизируют парасимпатическую нервную систему, ответственную за процессы расслабления ума и тела, которые человек не контролирует сознательно.

      Благодаря этому воздействию, человек погружается в состояние внутреннего баланса и гармонии, и негативные процессы, вызванные перенапряжением, вызывающие ряд недугов и преждевременный износ и старение организма, останавливаются.

      Йога сукшма вьяяма: упражнения

      Итак, приступим к практике!

      1. Рассмотрим выборочно основные упражнения Сукшма-Вьяямы.
      2. Напомню, что люди всех возрастов и типов телосложения, а также даже физически слабые и немощные, способны выполнять эти упражнения.
      3. Вы можете заниматься упражнениями Сукшма-Вьяямы в виде отдельной самостоятельной практики или же включить в основное занятие йогой в качестве разминки.

      ●    Очищение горла (Уччарана-стхала-татха-вишуддха-чакра шуддхи)

      Источник: https://asanaonline.ru/stili-yogi/yoga-sukshma-vyayama/

      Дхирендра Брахмачари — Йога-Сукшма-Вьяяма

      Дхирендра Брахмачари

      ЙОГА-СУКШМА-ВЬЯЯМА

      Эта маленькая книга — настоящее сокровище не только для тех, кто рассматривает йогу как один из путей духовного совершенствования, но и буквально для каждого человека, кто хотел бы иметь здоровое, красивое, подтянутое тело, — для тех, кто хотел бы избавиться от изматывающих хронических болезней — таких, как астма, бронхит, аллергия, диабет, болезни позвоночника и многие другие. А также для тех, кто хотел бы стать выше ростом, улучшить осанку, укрепить сердце…

      По своей невероятной простоте и точной подборке упражнений «Йога-сукшма-вьяяма» сравнима разве что со столь популярной у нас книгой Питера Кэлдера, хотя диапазон ее воздействия несколько отличается от этой широко известной работы, да и упражнений в ней предлагается не шесть, а во много раз больше.

      Но пусть это не пугает вас, потому что для определенных конкретных целей можно выполнять и всего три-четыре, а то и одно из них (что вовсе не значит, что не стоит попытаться выполнять их все).

      Это не отнимет слишком много времени: от пятнадцати минут до получаса в день — и прекрасное самочувствие вам обеспечено.

      • Это вовсе не рекламное заявление, скорее — моя личная благодарность автору моей самой любимой йоговской книжки с легендарных времен «самиздата».
      • Много лет назад, в середине семидесятых, эта книга, вернее, стопка так называемых «синек» — множительная техника тогда была не чета нынешней — с тусклым, почти невидимым текстом и сделанными от руки рисунками «случайно» попала к нам в дом, подаренная Павлу Васильевичу Старых совершенно незнакомым человеком, услышавшим, что моего мужа интересует йога.
      • Много лет подряд я, честно говоря, использовала эти упражнения весьма прозаически: когда наступала весна, мне хотелось привести в порядок свою фигуру, несколько расплывшуюся за зиму, и я недели две подряд довольно аккуратно выполняла несколько упражнений «из Брахмачари», в порядке «голова — руки — ноги — туловище».

      Смею вас заверить, результат был просто потрясающим. Мгновенно прекращалось постоянное покашливание (застарелый бронхит с астматической компонентой каждую зиму давал о себе знать), исчезали аллергические реакции на все на свете (я тогда еще занималась органической химией) и, наконец, мигом сходил жирок с живота, становились упругими мышцы рук и ног.

      Потом вихрь событий (ну и, конечно, какой-то особый вид лени — ведь работать приходилось невероятно много и выполнение этих упражнений по пятнадцать минут в день только увеличивало бы трудоспособность) заставил забыть об этой книге, хотя каждую весну я вспоминала об упражнениях Дхирепдры Брахмачари и собиралась «как-нибудь заняться» ими.

      Когда у Андрея Костеико, заместителя главного редактора «Софии», обнаружился оригинал этой прекрасной книги (он же и предложил опубликовать ее, за что ему особая благодарность), я обрадовалась так, как если бы встретила любимого старого друга, исчезнувшего на долгие годы и внезапно появившегося — да еще при этом оказалось бы, что интересы ваши за прошедшие годы не только не перестали быть общими, но развивались в одном направлении, невероятно расширяющем пространство общения.

      Результаты выполнения описанных в книге упражнений так скоро станут заметны, что вы не успеете устать от них и преисполнитесь нового энтузиазма. Мне очень хотелось бы — и видит Бог, не из коммерческих соображений, — чтобы эта книга была на почетном месте в каждом доме. Правда, признаюсь, это касается довольно большого числа наших «софиевских» книг. И все же эта — особенная.

      1. Так что — «вперед, читатель!»
      2. И. Старых, главный редактор «Софии»
      3. I марта 2000 года, Киев

      Краткое жизнеописание Махариши Картикейи

      • Его святейшество Махариши Картикейя
      • «Ambhoja kalpa-kalitdmbaka cdru divya
      • Kfepair-nfnam trividha-tdpa-vindsayantam
      • Yogena valgu-vacasd nava-bhaktibhis-ca
      • Yog-esvar-esvara-gurum pranat-osmi nityam»
      • Я преклонялся и преклоняюсь перед своим учителем, величайшим среди йогов, который излучал всепроникающие лучи из своих божественных и ласковых глаз, а также с помощью вдохновенных и чистых наставлений приносил людям освобождение от физических недугов и душевных страданий посредством освоения девяти ступеней йоги.

      Все святые и пророки являются воплощениями Бога на Земле. Они появляются в моменты величайших человеческих несчастий и невзгод, чтобы воочию убедиться в несовершенном продвижении человечества вперед в материальной, интеллектуальной и духовной сферах и помочь ему.

      Живут они так, что жизнь их становится факелом надежды среди мрака и безысходности человеческого бытия. Они являют собой безупречный идеал самоотверженного и бескорыстного служения своему предназначению.

      Благодаря Божьей милости, эти выдающиеся личности способствуют обычному смертному в достижении более высокого и совершенного уровня существования.

      Однако только по воле Божьей становится возможным войти в тесный контакт с подобным великим человеком, который способен без каких-либо оговорок или особых предрассудков наделять каждого человека блаженством и просветлением.

      Эти великие люди, подобно лоцманам, указывают единственно правильный путь через необозримый и непостижимо глубокий океан тайн жизни и переплетений запутанных ошибок обычных смертных.

      Таким необыкновенным человеком, который вошел в жизнь автора и замечательно преобразил ее, и был Его Святейшество, покойный Шри Карти-кейяджи.

      Великий пророк и святой Шри Махариши Картикейя родился в глубоко почитаемой и знатной семье брахмана из Уттар-Прадеш, штата в Северной Индии. Уже в свои юные годы он был наделен всеми признаками будущего гения, отличаясь также весьма достойным поведением.

      Он был одарен способностью предвидения, что давало ему возможность точно говорить, где в данный момент может находиться какой-то предмет или человек.

      Рассказывают, что, когда кто-нибудь, желая проверить способности ребенка, клал перед ним книгу, являющуюся великим классическим произведением санскритского эпоса — «Махабхарату» в оригинале, он читал без запинки главу за главой с безупречной легкостью и беглостью знатока.

      На церемонии надевания священного шнура этот необычный ребенок удивил всех, начав распевать священные звуки гайятри-мантры, которым его никто не учил.

      Вскоре после этого праздника он покинул дом и отправился путешествовать в Гималайские горы. Особенно его привлекали такие необитаемые вершины, как Каилаша, Манасаровара, Дронадри, Гаидхамадана и Сумеру, которые испокон веков служили прибежищем для всевозможного рода мистиков, отшельников и почитателей духовной практики.

      Годы отшельничества и путешествий по горным дорогам помогли ему определить свой жизненный путь. Образ Господа Бадринараяна, что находится в святилище в лесах Бадринатхи, вдохновил Картикейю посвятить свою жизнь служению человечеству.

      Верностью своим идеалам, религиозными убеждениями, философскими взглядами, умением предаваться созерцанию, изучением йоги он был предназначен самим Богом для жизни, посвященной созданию лучшего и более счастливого мира на Земле.

      Источник: https://libking.ru/books/home-/home-health/447669-dhirendra-brahmachari-yoga-sukshma-vyayama.html

Ссылка на основную публикацию